Чему обучают ребёнка в детском саду
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 143 общеразвивающего типа города Макеевки» (далее - Программа) разработана во исполнение статьи12 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ, ред. от 13.06.2023).
Основой для разработки и реализации Программы являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями на 17 февраля 2023г. согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 955).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП ДО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования", письмом МОН ДНР от16.01.2023№322/06.1-28.
Программа обеспечивает реализацию основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы.
В основу авторской парциальной образовательной программы математического развития дошкольников «Игралочка» (далее – программа «Игралочка») положены концептуальные идеи непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования, представленные в образовательной системе Л.Г. Петерсон.
Цель программы «Игралочка» - создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что в будущем становится основой для умственного и личностного развития дошкольников, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни
Программа «Игралочка» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.
Структура программы «Игралочка», дидактические средства освоения ее содержания (образовательная технология, организационные формы, методическая обеспеченность и пр.), наличие вариативного (предшкольного) компонента создают возможность для ее реализации.
Структура программы «Игралочка» позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного образования в следующих вариантах:
- для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»;
- для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе»
- с вариативного курса «Раз – ступенька, два – ступенька…».
Программа основана на системно-деятельностном подходе и обеспечивает решение современных задач дошкольного образования.
Здоровьесберегающий характер Программы, снижение образовательной нагрузки с ребенка-дошкольника обеспечивается не за счет сокращения и примитивизации содержания, а благодаря грамотно подобранному педагогическому инструментарию (системе дидактических принципов, технологии, многофункциональности заданий и пр.).
Открытость Программы обуславливается возможностью включения в ее освоение на различных этапах ее реализации.